воскресный папа:Наименьшее зло или наилучшее благо?


 
Я знаю, зачем нужны эти кнопки. А ты? Тогда поделитесь с друзьями!




Автор
Опубликовано: 4097 дней назад ( 5 февраля 2013)
Редактировалось: 3 раза — последний сегодня в 03:12
0
Голосов: 0
Русский язык склонен к новообразованиям. Каждому явлению общественной жизни он находит свое определение - точное, емкое и одновременно - многогранное. Такие определения становятся общеупотребимыми, но при этом вы не найдете их ни в одном, самом современном фразеологическом словаре.
Иностранцы, слыша их, теряются: невдомек им, что в русском языке можно соединить несоединимое и наполнить смыслом.Что говорит вам, например, словосочетание «воскресный папа»? Но попробуйте произнести на английском - «Sunday daddy» - и вас не поймет ни один иностранец, относящий себя к англоязычным. Точно та же реакция последует, если вы употребите слово «уикенд». Ну нет в английском языке такого выражения - «папа на уикэнд»! И только для русского человека перевода и объяснения не требуется.
Между прочим, в словосочетании - «воскресный папа» - смысла больше, чем может показаться. Во-первых, совершенно ясно, что речь идет об отце, который общается с ребенком исключительно по выходным.
Но есть и еще один смысл, более глубинный, скрытый, почти неуловимый: воскресный папа - это человек, который воскресает из небытия каждые выходные, словно Феникс из пепла. Каждые выходные отец и ребенок заново находят друг друга и заново открывают себя друг для друга... А потом за¬ново теряют...
Воскресный папа... Что это - наименьшее из зол или наихудшее из благ?Воскресный папа и развод - понятия неразделимые. Первое почти немыслимо без второго, хотя второе без первого вполне. Вот такой парадокс. Парадокс бытия. Парадокс логики.
Парадокс бытия заключается в том, что иногда после развода мужчина, говоря юридическим языком, вдруг оказывается «поражен в своих правах». Вы спросите: - в каких? В праве любить и воспитывать свое¬го ребенка. Женщина решает - позволить бывшему благоверному общаться с чадом или нет. И это в стране, где дефицит мужско¬го воспитания стал настоящей проблемой. В стране, где идет поголовная феминизация подрастающих мальчиков, юношей... Мож¬но сказать, что это национальное бедствие. Вот что интересно (и это еще один пара¬докс!): заставить мужчину стать воскресным папой - невозможно. Нет такого закона, который мог бы обязать мужчину приходить хотя бы раз в неделю в гости к собственному ребенку и проводитьс ним энное количество часов - в ближайшем парке, «Макдоналдсе» или в кино. Нет закона, который обязал бы мужчину в случае развода исполнять свой родительский долг и наказывал бы его за ненадлежащее его исполнение. Ну разве это не странно?! Выходит, пока мужчина живет в браке с женщиной, он должен воспитывать ребенка. А если мужчина расстается с женщиной, то и с ребенком он расстается тоже. Единственное, что предписывает в этом случае закон - возможность взимать с отца алименты. Заметьте, я говорю - возможность, потому что в наше время эта возможность реализуется лишь в государственных предприятиях или в организациях с прозрачной бухгалтерией, не имеющей дело с «чернымналом». Во всех остальных случаях заставить отца платить алименты -занятие почти бесперспективное.
Но не об алиментах сейчас речь.
Воскресный папа - тот редкий случай, когда отец рвется исполнить свой долг, и это рвение проявляется не только в материальном выражении.
Вспоминается недавняя телепередача с участием популярного актера Павла Майкова, известного миллионам телезрителей по сериалу «Бригада». У него растет четырехлетний сын. Два года после развода с женой актер добивался права видеться с ребенком. Добился. Теперь проводит с ним несколько часов каждые выходные. Казалось бы, оба должны быть счастливы. Но как часто мы выдаем иллюзию за реальность, желаемое за действительность... Отец счастлив - он добился своего и регулярно встречается с сыном. Означает ли это, что он принимает участие в его воспитании? Не нами придумано: родители воспитывают детей ежедневно, ежеминутно. Каждым своим словом, каждым своим действием. Ребенок, подобно маленькой обезьянке, копирует поведение взрослых. А если одного из взрослых нет рядом? Поведение ребенка неизбежно деформируется... Как это проявится, где и когда выстрелит, как повлияет на его дальнейшую жизнь - не сможет предсказать ни один прорицатель. Неважно, идет ли речь о мальчике или о девочке: страдают практически в одинаковой степени и те, и другие.
Это не означает, что ребенок из неполной семьи непременно станет преступником, речь не об этом. Мы много говорим, что со¬временная семья испытывает кризис. И не хотим понимать очевидного: ничто из ничего не рождается, и ничто в никуда не исчезает. У каждого явления есть свое начало. Начало этого кризиса - в деформации поведения ребенка, выросшего в неполной семье.
Если девочку с детства не учили шить или вязать, то став взрослой, она сможет научиться этому, лишь приложив определенные усилия. Если мальчика не учили работать рубанком, то вряд ли из него по¬лучится хороший столяр или плотник. Но при этом почему-то считается, что талант быть мужем или женой, отцом или матерью заложен в человеке априори, что называется, по факту рождения. Полная нелепица! Мать, в одиночку воспитывающая сына, еще может научить его подавать женщине пальто или руку при выходе из троллейбуса. Но, как бы ни старалась, она не может научить его понимать женщину на уровне интуиции, улавливать ее настроение по взгляду, движению бровей или взмаху ресниц. Это приходит только с опытом. А опыт, как говорил Пушкин, «сын ошибок трудных»... Собственный опыт приходит лишь с сединой в голову и бесом в ребро, когда разбит уже не один гор¬шок и, может быть, даже не одна жизнь, в том числе и собственная. В полных семьях, где есть отец и где между родителями царит гармония, этот опыт мальчик приобретает, наблюдая за родителями и делая выводы: я буду поступать так, как отец. Или же напротив: я никогда не буду таким, как он.
То же самое касается и девочки. Если на примере родителей она не видит, как выстраиваются взаимоотношения между мужчиной и женщиной - не в стадии ухаживания и конфетно -букетного периода, а в быту, ежедневно и ежечасно, ей будет трудно строить отношения и с собственным мужем.
Вспоминаю случайную встречу с одной семьей. Она включала в себя четыре поколения женщин: бабушка - мать - дочь - внучка. И ни одного мужчины. Как будто проклятье легло на их род.
Почему мы говорим об этом так подробно? Да потому что воскресный папа в действительности это суррогат отцовства. Это такая своеобразная декорация, которая скрывает семейную драму. Петушок на палочке, которого взрослые вручают ребенку, чтобы слегка подсластить горькую пилюлю безотцовщины.
Только не поймите меня неверно! Я во¬все не призываю отказаться от такого варианта отцовства. В этом смысле воскресный папа - наименьшее зло, которое может при-чинить ребенку развод родителей.
Но одновременно с этим оно еще и наихудшее благо, ибо есть и другой момент, о котором мало кто говорит и еще реже задумывается. Чаще всего права встречаться со своим малолетним ребенком отец требует во время развода или сразу после него. В это время он еще привязан к детям, он любит их, он искренне хочет быть с ними. Но человек ко всему привыкает - как к наличию детей, так и к их отсутствию, как бы жестоко это не звучало. Мать - явление биологическое, отец - в большей степени социальное.Наверное, именно этим объясняется охлаждение, которое наступает в отношениях отца и ребенка, когда они перестают встречаться регулярно: в точном соответствии с пословицей «С глаз долой - из сердца вон!».
После развода отец настаивает на общении с ребенком, как правило, в двух случаях: когда он принимал не просто посильное, а самое активное участие в его воспитании или же если отец хочет с помощью ребенка восстановить семью. В этом случае воскресный папа вольно или невольно использует ребенка как инструмент давления на бывшую супругу, как орудие своеобразного шантажа, причем ребенок чаще всего выступает как его искренний союзник, поскольку ему больше, чем кому-либо необходимо восстановление семьи.
Но... проходит время, и все меняется.
Иногда, хотя и достаточно редко, женщина повторно выходит замуж, и тогда в доме появляется мужчина, который не заменяет отца, но зачастую замещает его. Если ребенок еще не слишком взрослый, то такое замещение происходит более-менее благополучно. Тогда потребность в общении с родным отцом резко снижается. Совместное воскресное времяпрепровождение, если оно к тому времени еще имеет место, превращается в своеобразный ритуал, весьма обременительный для обоих...
Но чаще происходит другое. Мужчина обзаводится новой семьей. В этой семье у него рождаются другие дети. И, поскольку они рождены от женщины, с которой муж¬чина в данное время близок и физически, и духовно, с которой он делит кров и постель, другие дети становятся роднее и любимее, и вытесняют из сердца старших, живущих в других домах, с женщинами, давно ставшими чужими их отцам... Мужчина не может любить их одинаково. И, задавая себе вопрос «С кем провести выходной день?» вчерашний заботливый воскресный папа все чаще и чаще делает выбор не в пользу «воскресных» детей. Это не упрек. Это жизнь.
Говорят, нас ждет глобальное потепление. Во многом этот процесс - результат деятельности человека. Использование фреона в малых, казалось бы, количествах влечет большие проблемы в виде озоновых дыр. Станислав Лем написал рассказ о бабочке: случайно наступив на нее, человек вызвал необратимые изменения в развитии общества. Почему же никто не задается вопросом: как в будущем измениться наше общество, если сегодня несчастен хотя бы один ребенок?
886 просмотров

Комментарии