МЕЧТА НА ПОРАЖЕНИЕ часть 2 Говоря о точности боя снайперского оружия нельзя обойти стороной такую важную составляющую, как прицел.


 
Я знаю, зачем нужны эти кнопки. А ты? Тогда поделитесь с друзьями!




13 апреля 2016 - Мужик
МЕЧТА НА ПОРАЖЕНИЕ часть 2 Говоря о точности боя снайперского оружия нельзя обойти стороной такую важную составляющую, как прицел.
МЕЧТА НА ПОРАЖЕНИЕ (часть 2)

Говоря о точности боя снайперского оружия нельзя обойти стороной такую важную составляющую, как прицел. И здесь российскому меткому стрелку есть о чем взгрустнуть.
До недавнего времени в нашей стране было всего несколько прицелов. Прицел ПУ, производившийся под винтовку Мосина, ставший самым популярным благодаря СВД прицел ПСО-1, его модифицированный брат ПСП-1 и новейший панкратический прицел 1П69-1 «Гиперон», разработанный для СВ-98.

Чтобы лишний раз не вдаваться в технические подробности, дабы сравнить их с зарубежными аналогами, достаточно привести один факт. В ПСО-1 и ПСП-1 есть «гениальное» изобретение советских оружейников – наглазник на прицел. Сделан он, в первую очередь, для того, чтобы неподготовленный боец, особо не разбирающийся в оружии, смог при необходимости подобрать винтовку убитого товарища и использовать ее по назначению. С такой заметной «подсказкой» сразу становится ясно, куда нужно прикладывать глаз, чтобы прицелиться. Но почему наглазников нет в импортных прицелах? Неужели супостаты не додумались до такого нехитрого устройства? Дело в том, что в зарубежных моделях изначально заложено фокусное расстояние в 7 см до прицела. То есть подразумевается, что, прежде чем произвести выстрел, снайпер имеет время на изготовку и прицеливание. Помимо этого светосила импортных прицелов такова, что глаз не надо чем-то прикрывать: все и так хорошо видно.

Что касается «Гиперона», то тут можно привести отзыв одного из пользователей в погонах: «Первое (после 200 выстрелов) впечатление удручает: вес 1300 г, ввод автоматических поправок, по крайней мере для патрона «Экстра», не работает, батарейку для подсветки сетки приобрести практически не реально. К достоинствам можно отнести повторяемость кликов и эстетику. Но «в поле» я бы его не взял именно из-за веса». Есть и другие мнения, но все их можно свести к следующему: по сравнению с предыдущими моделями этот прицел на порядок выше, однако его технические характеристики немного отстают от современных требований.
Правда с прицелами снайперу сегодня выкрутиться легче всего. На рынке имеется широкий ассортимент товаров различной ценовой категории. Поэтому многие российские спецы, кого не устраивает штатная оптика, просто идут в магазин и покупают то, что им действительно необходимо. Предпочтение отдается прицелам, которые используют их западные коллеги, – тем же Leupold или Nightforce. Модели иностранных фирм-производителей обеспечивают выполнение многих задач. Они выдерживают отдачу от ружей разного калибра.

Путем вращения барашков на них можно оперативно вводить значения прицеливания. Короче говоря, речь идет о прицелах самого лучшего качества. Чтобы убедиться в этом достаточно просто попробовать. В прицеле с кратностью 3,5х22 снайперу-профи есть, где развернуться. Он знает, что на дистанции до 1200 м шкала поправок не закончится, и ему не придется вычислять все на глаз. Да и максимальный вес самого тяжелого импортного прицела для сверхдальних дистанций не превышает 964 г.
Рассуждать и доказывать, чьи прицелы лучше, а чьи хуже, можно долго Может быть просто задаться вопросом: стали бы сотрудники спецподразделений тратить собственные деньги, если бы им бесплатно выдавали то, что необходимо для выполнения служебно-боевых задач?

Патрон для лучших времен

В 2007 г. на соревнования снайперских пар среди подразделений спецназа приехал представитель одного из отечественных оружейных заводов. Выслушав критику в адрес производимой винтовки, он ответил, что во многом вина за малую кучность при стрельбе лежит на боеприпасе, к производству которого он не имеет никакого отношения. Это, пожалуй, тот редкий случай, когда мнения сторон действительно сошлись. Хороший снайперский боеприпас сегодня тоже востребован.

Для стрельбы из снайперских винтовок калибра 7,62 мм могут применяться несколько видов патронов 7,62х54 с индексом «Снайперские», а также патроны с бронебойными пулями и пулями ЛПС. Наилучшей кучностью, по заверениям специалистов, обладают спортивные патроны «Экстра». Штатные армейские снайперские патроны 7Н1 и 7Н14 имеют меньшую массу пули, соответствующую массе обыкновенной пули (9,6 г), что позволяет обеспечить сопряжение траекторий пуль обычного и снайперского патронов и использовать единую шкалу прицела. Однако меньшая масса пуль, по сравнению со спортивными патронами, ухудшает точностные показатели при стрельбе на средние и большие дистанции. Пуля патрона 7Н1 имеет свинцовый, а 7Н14 - заостренный стальной закаленный сердечник.

Печально, что пока все названные патроны уступают западным аналогам. Этого не скрывают и сами производители. Так в интервью газете «Красная звезда» генеральный директор Конструкторского бюро автоматических линий им. Л.Н. Кошкина Николай Масляев честно признался, что основная масса находящихся на складах патронов по кучности стрельбы и пробивному действию, имеет большой разброс начальных скоростей пуль из-за использования нетермостабильных порохов. Работы в этом направлении ведутся постоянно, но существующий заказ патронов стрелкового оружия не позволяет интенсивно развивать технологические процессы их производства, финансирование разработок обычных вооружений осуществляется по остаточному принципу. Развитие патронной отрасли отложено на более поздний срок.
Получается, круг замкнулся! Новый патрон для сверхточной стрельбы, который хотели бы увидеть в войсках и спецподразделениях, не будет создан в ближайшее время по причине того, что затраты на его производство нерентабельны. Мол, подождем, пока на складах закончатся старые запасы, тогда и будем думать.

Свой или чужой?
Что мы имеем в итоге? Стоящие на вооружении спецподразделений правоохранительных органов снайперские комплексы российского производства уступают западным аналогам по всем статьям, где главным критерием является кучность стрельбы. Основная причина столь удручающего положения дел в том, что производители не хотят слушать потенциальных заказчиков, и изобретать то, что необходимо снайперам. Наибольшее зло исходит от универсальности всего поставляемого вооружения. Например, если винтовка, то способная вести огонь на все дистанции и заточенная под все виды боеприпасов.

При этом никто не просит отечественных конструкторов изобретать велосипед. Во всем мире есть стандарты снайперских задач и соответствующее оружие для их решения. Для полицейского снайпинга эффективны требования для 308-го калибра на дальности 100 м по малогабаритным целям с кучностью 0,8 – 1 см. Конечно же, гарантирующие попадание с первого выстрела. Но почему-то у нас до сих пор считается нормой сделать недоработанную винтовку и поставить ее на боевую службу, утверждая при этом, что она соответствует современным мировым стандартам.

Впрочем, не хотелось бы заканчивать на минорной ноте. В родном Отечестве есть энтузиасты снайперского дела, которые решили утереть нос мощным конструкторским НИИ. Один из них - Владислав Лобаев, основатель и владелец компании «Царь-пушка», пока, единственный в России производитель оружия, от ствола до приклада адаптированного к нуждам владельца. Его винтовки СВЛ и ОВЛ заслужили признание профессионалов от снайпинга. Винтовки хотя и не тактические, но позволяют уверенно работать на дистанции до 2 - 2,5 км. Есть информация, что данные образцы оружия уже покупают и используют спецподразделения ФСО и ФСБ России. Некоторые считают, что снайперские винтовки Лобаева дорого стоят. Возможно. Но не больше, чем мировые аналоги.

Правда есть и другое решение проблемы: начать покупать снайперские системы за рубежом. Раньше этому препятствовал закон, но с выходом постановления Правительства Российской Федерации о возможности закупке иностранного вооружения для силовых структур, теперь это стало возможно. Другой вопрос, будут ли услышаны вышестоящим начальством постоянные жалобы снайперов на неудовлетворительные качества имеющихся в наличии винтовок? Думается, что да. И первая ласточка уже есть: сейчас на испытаниях в ОМСН «Рысь» находятся две новые финские винтовки TRG.

Кто-то может сказать, что закупка западных вооружений может убить отечественный ВПК, и мы никогда не увидим новой качественной снайперской винтовки российского производства. А может наоборот здоровая конкуренция подстегнет производителей и заставит искать новые пути решения проблем. Ответ на этот вопрос даст время. А пока что современная высокоточная снайперская винтовка в руках российского меткого стрелка в милицейских погонах остается лишь мечтой… Но ведь когда-то она должна сбыться?

Виктор БОЛТИКОВ
Рейтинг: 0 Голосов: 0 907 просмотров

Комментарии