Охота в России и собаки для Русской охоты


 
Я знаю, зачем нужны эти кнопки. А ты? Тогда поделитесь с друзьями!




21 декабря 2014 - Яхимба
Охота в России и собаки для Русской охоты

Последние 20 тысяч лет человек активно преобразовывал природу - заселил все климатические зоны, истребил многие виды животных и растений, сводил леса. Мамонты и ряд крупных млекопитающих были уничтожены первобытными охотниками на рубеже верхнего палеолита и мезолита (230 млн лет назад). С мезолита (с 230 млн до 67 млн лет назад) начинается использование собак на охоте. Па ассирийских, египетских, греческих рисунках имеются изображения охотничьих собак, сходных с современными гончими, борзыми, таксами и спаниелями. Если в Малой Азии увлекались разведением борзых и догов, то в Греции — гончих.

Травильные собаки лесостепей, степей и предгорий послужили предками гончих пород собак. В летописях первые упоминания о травильных собаках относятся к царствованию Александра Македонского. Ксенофонт указывал на существование в его время уже 1000 пород собак. Особое популярностью пользовались эпирские собаки, давшие знаменитых молосских догов, использовавшихся в Риме для гладиаторских боев, травли львов, леопардов и медведей.

В XIV веке была опубликована знаменитая "Книга об охоте". Автор — писатель Гас де ля Бигнь (Гастон Фебюс, граф де Фуа ) — указывает назначение принятых названий veltres или vautres к борзым и травильным собакам. Последние были метисами молоссов и брудастых борзых и назывались аланами. Аланы делились на три породы. Первая — alan gentil — борзые с тяжелой головой. Вторая — alan vautre — сильные собаки желтого окраса или серого с черными полосами, с большой головой, отвисшими губами и ушами, использовались на охоте по кабану и медведю. Третья — alan be boucherie — травильные собаки типа бульдогов, считались собаками мясников. Слово votre использовалось для обозначения всех собак тяжелых пород. В дальнейшем оно было заменено названиями "мастиф", "дог". Под ними подразумевалась крепкая, тяжелая собака сырого телосложения с большой головой и широкими челюстями, предназначенная для травли диких зверей и охраны домов.

Из русских дугообразных травильных собак по воспоминаниям очевидцев XV—XVIII веков и изображениях на лубках XVIII века мы узнаем о трех исчезнувших породах: меделянские собаки — их назначение: охота на медведя и волка; мордаши — собаки, подобные английским бульдогам; овчарные или волкодавы (древние овчарки).

Бесспорно, что группа гончих — самая многочисленная из пород современных собак охотничьего направления. А почтенный возраст ( 2000-2500 гг. до н.э.) доказывают сохранившиеся памятники искусства Древнего Египта. Впрочем, из древнейшей родословной гончих собак следует сразу исключить тех собак, которые не обладали следующим обязательным атрибутом: упорным преследованием зверя по свежему следу с отдачей голоса. Таким исключением стали торфяная собака, североафриканский шакал, эфиопский волк. По Келлеру, египтяне держали ручных гиеновых собак — прекрасных, выносливых бегунов, охотников на различных антилоп. Возможно, что это один из предков гончих собак.

Борзая неслучайно упоминается европейскими кинологами как родственница гончей собаки. На древнеегипетских барельефах изображены собаки, совмещающие внешние признаки и борзых, и гончих. Главным морфологическим отличием является форма и постав ушей, поскольку в форме головы, шеи и груди существенной разницы нет. Подтверждением общего предка борзых и гончих собак может быть признан факт существования определенных пород охотничьих собак. В дикой природе трехцветная африканская гиеновая  собака разыскивает зверя по следу и вылавливает его в стае с отдачей голоса.

Южные породы гончих собак распространены по побережью Средиземного моря. Возможным их предком могла быть африканская охотничья собака или лающая собака с . висячими ушами (по Фитцингеру). Древнеегипетская борзоватая гончая с торчащими ушами неслучайно получила название "гаунд" (с английского языка "гончая", по Уилкинсону). Другая древняя египетская гончая собака — гончая Тут-моса (династия фараона Тутмоса II) имела еще внешний тип борзой собаки, но висящие уши. Из мифов Древней Греции дошли до нас сведения о первой горной гончей — критской горной гончей. Это была "...быстрая собака царя Миноса".

В современной Индии существуют породы борзых, которые не имеют международного стандарта по причине наличия переходных признаков экстерьера от догообразных собак к борзым. Борзые же азиатского происхождения приближаются к гончим породам собак, например, хортая и южнорусская степная гончая. Тибетская гончая, имея .внешнее сложение борзой и практические навыки ищейки, является переходной формой от травильных пород собак к гончим. Формирование аборигенных пород на базе изолированных популяций собак основано на культивировании определенных вариантов экстерьера и пользовательных характеристик. В европейской кинологической литературе упоминается ряд пород афганской группы собак: горные борзые, голубые гончие, пастушьи овчарки. Если происхождение тибетской гончей, или шакхи, понятно — "от тибетского дога", то вопрос происхождения афганской горной борзой "бакхмуль" достаточно сложен и оброс невероятными мифами1.

Типичные кельтские гончие появились в Европе в VII—V столетии до нашей эры. Они обладали одноцветным окрасом пшеничного, коричневого или серо-бежевого цветов. Наряду с инстинктом преследования зверя по следу у собак была сильно развита ориентация в густых зарослях и способность к безошибочному возвращению к месту напуска на зверя. Кроме того, у кельтских гончих проявляется избирательная способность работы по следам разнообразных диких зверей. Отсюда и произошла широкая специализация современных гончих Европы: гончие на зайцев, гончие на лисиц, гончие на кабанов, гончие на медведя, гончие по кровяному следу, горные гончие. Так в европейских странах и появились свои национальные породы гончих собак.

Сам термин "гончая" по смыслу означает производное слова "гонять". Гончая собака способна "работать" обонянием, выгоняя под выстрел охотника разнообразную дичь. Европейские породы гончих часто сходны по внешнему облику и стилю работы на охоте. Например, сходны финская и русская гончие, французские гончие, словацкие гончие, английские гончие, русские гончие.

Для словацкой группы гончих собак вероятен общий предок — трансильванская гончая, разводимая в Южных Карпатах. К ним относятся: словацкий конов (кабанья гончая), венгерский колов (ерделкопов). Бракки или австрийские горные гончие считаются старейшими среди гончих пород Европы. Это универсальные собаки для охоты в тяжелых горных условиях на серну.

Кровяные собаки, или ищейки но кровяному следу, доведены до совершенства во времена царствования Марии Те-резни. Такие собаки способны работать и по горячему (свежему следу раненого зверя), и по холодному (спустя несколько часов ) следу зверя. Рекордом считается работа кровяной гончей по следу 20-часовой давности. Не следует забывать и о бладхаундах. Его предками являются египетская и афганская борзые, древние западные гончие. Эти собаки отрабатывают след зверя неспешно и молча. Значительно уступая остальным европейским породам гончих, бладхаунд давно оставил охоту на зверей, став "ищейкой людей". С его помощью в лесах разыскивали преступников. А с 1616 года бладхаунд становится полицейской собакой.

На территории нашей страны ископаемые костные остатки добываемых на охоте зверей датируются четвертичным периодом (1,7 — 1,0 млн лет назад). А самые ранние — кости южных слонов, антилоп, верблюдов и местных бизонов — обнаружены на Таманском полуострове.

Покровителями охотников на Руси признаны святые Георгий Победоносец и Чудотворец Трифон. На гербе города Москвы Георгий Победоносец изображен всадником на белом коне с мечом в руках, готовым поразить дракона (в русской литературе — чудовище, змей). По преданию, святой Трифон отыскал любимого кречета великого князя московкого Ивана Калиты.

Охота была страстным увлечением древнерусских Князей: Игоря, Владимира Красное Солнышко, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Василия III, царя Ивана Грозного и других. Первое упорядочение ведения охоты принадлежит киевскому князю Ярославу Мудрому (978-1054). В древнейшем русском своде законов "Русской правде" он уделил охоте целый раздел. Владимир Мономах (1053-1125) тоже был страстным охотником. Он составил для своих детей "Поучение" (правила подготовки соколов к охоте).

Псовые охоты на Руси появились в начале XV века. И соколиная охота и охота с борзыми и гончими собаками не имели промысловой цели. Высоко ценилась лишь эстетическая сторона охоты и как добыт тот или иной трофей1. Основная борьба в таких охотах происходит между разными животными, а человек — лишь свидетель честного поединка собаки и дикого животного, сокола и утки. Люди и природа становятся единым целым в такой охоте и живут некоторое время по особым древним законам мироздания. "Охота — природа человека", — гласит русская пословица.В 1410 году князь серпуховско-боровской Владимир Андреевич Храбрый (внук Ивана Калиты) в своей грамоте впервые употребил слово "пеарь"1 применительно к одному роду княжеской прислуги. В 1504 году Иван III Васильевич в духовной грамоте завещал своему сыну Симеону "сельцо Луцинское... со псарней".

Несмотря на некую благопристойность проведения охоты, до нас все же дошли и ужасные ее проявления. Царь Иван Васильевич Грозный впервые соединил охоту с казнями людей. От жестокости к животным он легко перешел к жестокости к людям. Любимой охотой для него была охота на медведя. С 1560 по 1584 год наступил период опричнины. В эти годы царь стал "тешиться" травлей людей медведями, причем страдали не только русские люди, но и пленные иностранцы.

Особою любовью на Руси пользовалась псовая охота. Ее воспевали и ею гордились. В 1522 году сын полесского лесничего Николай Тусовский написал поэму "Песнь об охоте на туров". Это первый русский гимн охоте. Вот некоторые строки из него:

В тихие дали, в осенние рощи пустые прелести жизни пришли, и рога затрубили.

Ветры запели, рожденные бурным движеньем чутких оленей и наших мужей благородных, сердце свое оживляющих первой охотой — после безумных сражений и тягот коварных.

Отдых приятный и труд совмещает охота. Мускулам крепость дает и волненье — на пользу. Старость нависнет, а тело останется твердым.

 

 

 

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1281 просмотр

Комментарии