Зачем нужны слоны


 
Я знаю, зачем нужны эти кнопки. А ты? Тогда поделитесь с друзьями!




3 сентября 2013 - Петрмаг
Зачем нужны слоны

В течение многих лет изучая повадки этих животных, я нередко замечал сходство черт характера слона и человека. Охотники рассказали мне, как однажды два слона пришли на помощь третьему, раненному. Подхватив бивнями с двух сторон своего упавшего товарища, они поставили его на ноги и, поддерживая с двух сторон своими телами, направились в густые заросли. Двигаясь по следу животных, охотники заметили, как больной слон три или четыре раза падал, и всякий раз товарищи его поднимали. Таким образом животные прошли по меньшей мере километров пять. Затем раненый, видимо, почувствовал себя достаточно хорошо, и тогда все трое повернули назад и вскоре присоединились к стаду.
Слоны сообразительные животные. Однажды стадо слонов повадилось обчищать фруктовый сад возле одного из охотничьих лагерей. Мы решили огородить участок проволочным забором. Но слоны разорвали сетку. Забор восстановили и подключили электрический ток. Умным животным потребовалось всего несколько ночей, чтобы разобраться, в чем дело. Они сообразили, что когда свет в лагере гас, то не было тока и в изгороди. И однажды ночью они снова смяли ее. Тогда мы решили оставлять генератор работающим и ночью. Слоны бродили вдоль изгороди и легонько касались проволоки бивнями. И тут они поняли, что бивни нечувствительны к току. Теперь нам ничего не оставалось, как отгонять животных, стреляя в воздух.
Когда в национальном парке Мерчисон-Фолс началось строительство домиков для туристов, плотникам неоднократно приходилось прерывать работу и спасаться бегством от огромного трехтонного слона-самца, которого прозвали Лорд-мэр. Он, очевидно, считал эту территорию своей собственностью. Когда строительство закончилось,
слон продолжал патрулировать этот район, но проявлял при этом дружелюбие и даже с явным удовольствием позировал перед фотообъективами туристов.
Однажды безветренной тихой ночью, учуяв запах «помбе» — местного пива, имеющего банановый привкус, слон в надежде полакомиться плодами сорвал крышу с домика, из которого исходил привлекший его аромат. Затем в поисках бананов он начал обследовать каждую автомашину: разрывал брезент и обшаривал кабину, просовывал хобот в окно или просто-напросто переворачивал машину, стараясь вытряхнуть из нее находящиеся там фрукты. Однажды туристы, заночевавшие в автомашине, оставили под ней продукты, в том числе и бананы. Ночью они были насмерть перепуганы, когда слон в поисках лакомств перевернул их автомобиль.
Неподалеку от Амбоссели, одного из кенийских национальных парков, жил слон, обладавший чувством юмора. Он любил прятаться в зарослях в том месте, где дорога делала крутой поворот. Когда появлялась автомашина, он, устрашающе растопырив уши, выскакивал из укрытия, издавая при этом оглушительный рев. Удовлетворившись видом напуганных пассажиров, слон поворачивался и уходил прочь, изредка оглядываясь. В маленьких глазах гиганта блестели смешинки.
В национальном парке Куин Элизабет, где туристам разрешалось останавливаться и любоваться слоновьим стадом, мне довелось увидеть лирическую сценку. Наблюдая за животными, которые мирно паслись на склоне холма у озера Лейк-Эдвард, мы увидели. как из чащи кустарников вышел молодой самец. Тут же от стада отделилась и самка. Застенчиво склонив голову, она направилась ему навстречу. Приблизившись, они нежно сплели свои хоботы. Затем слон вырвал из земли пучок сочной травы, стряхнул глину с корней и предложил подруге «букет». Самка тут же сунула его в рот. Вот так они будут ухаживать друг за другом более недели. Спустя некоторое время молодая слониха начинает искать компанию более старой, ко¬торая будет сопровождать ее до появления малыша. «Тетушка» всегда находится рядом, бдительно охраняя будущую мать.
Малыш появится через 22 месяца. Весит новорожденный около ста килограммов. Уже через час-два после появления на свет слоненок встает на ноги, а еще немного спустя начинает самостоятельно передви¬гаться. Мнение о том, что слонята сосут молоко хоботом, ошибочно. Они сосут ртом, отводя при этом хобот в сторону.
Отношение слонов к потомству по-человечески трогательно. Они поддерживают малышей, когда пересекают реку, срывают с высоких деревьев недоступные для них сочные плоды и ветви и, когда надо, утихомиривают шалунов.
Однажды днем возле канала Касинга, соединяющего озера Лейк-Эдвард и Лейк-Джордж, мы увидели четырех слоних с пятью малышами. Когда один толстенький слоненок попробовал было спуститься с обрыва на берег канала, слониха издала предупреждающий сигнал. Но малыш, не обращая никакого внимания на «окрик», спокойно продолжал топать своими толстыми ножками по самому краю обрыва, словно мальчишка, желающий узнать, доколе позволительно его непослушание. Вдруг земля под ним обрушилась, и слоненок с громким визгом полетел в воду.
Слонихи застыли как вкопанные. Уши их расправились рупором в ту сторону, откуда раздался визг, и, резко повернувшись, они бросились вниз на помощь. Вынырнув на по-верхность, малыш был слишком напуган, чтобы плыть к берегу. Тогда две слонихи, не теряя времени, встали на колени у самой кромки воды, а две другие осторожно по¬грузились в воду. Отчаянно бултыхавшийся слоненок оказался между ними. Слонихи осторожно подхватили его с двух сторон хо¬ботами под брюшко, подняли над водой и передали «с рук на руки» ждавшим на берегу подругам, которые и вытащили его на сушу. Слониха-мать подтянула малыша к себе и с довольным урчанием тщательно и бережно ощупала его хоботом, в то время как пере¬пуганный малыш, прижавшись к ее ногам и весь дрожа, выплевывал воду. Затем мать, удостоверившись, что сын цел и невредим, наказала его — шлепнула малыша хоботом и отшвырнула подальше от воды.
Мне рассказали и о случае, который произошел в национальном парке МерчисонФолс. Однажды управляющий парком заме¬тил слониху, которая бережно несла на бивнях новорожденного слоненка. Она остановилась и осторожно положила ношу на зем¬лю. Слоненок был мертв. Три долгих дня самка носила его, опуская наземь лишь в тех случаях, когда ее мучила жажда.
Потом ее увидели одну. Несколько дней она стояла неподвижно под деревом, время от времени издавая угрожающий рев, когда кто-нибудь приближался к ней.
Защитный инстинкт присущ, по-видимо¬му, всем слонам. Старики обычно покидают стадо, чувствуя, что уже не в состоянии угнаться за молодыми, совершающими быстрые и длительные переходы с одного пастби¬ща на другое. С ними остаются лишь один или два молодых слона. Охотники утверждают, что старик в обмен на заботу о его без¬опасности обучает молодых древней слоновьей мудрости. Молодые телохранители предупреждают его о грядущей опасности, прячут в укрытии, а затем смело бросаются навстречу врагу. Нередко слоны сопровождают старца до самой его смерти.
Многие люди полагают, что слоны неуклюжи и неповоротливы. В действительности же это не так. Слоны обладают удивительной способностью колоть, например, кокосовые орехи. Наступив на орех ногой, слон так соразмеряет усилие, что лопается только скорлупа, а ядро ореха остается невредимым. Столь же аккуратно они выкапывают и батат (сладкий картофель), не повредив при этом тонкой кожицы клубня. Слоны бывают «левшами» и «правшами» — клубни батата каждый из них выкапывает только левым или только правым бивнем.
Спит слон мало — примерно вполовину меньше, чем человек. Это дает ему возможность уделить больше времени на поиски пищи. Для того чтобы нащипать 140 килограммов листьев или травы, что составляет его дневной рацион, слон должен кормиться 16 часов в сутки. Кроме того, он постоянно ищет воду, так как в день ему необходимо 100— 125 литров жидкости.У слона прекрасная память. Он никогда и ничего не забывает. Лучше всего помнит запах человека. Специалисты утверждают, что животное по запаху может отличить белого человека от африканца на расстоянии до трех километров. Один охотник рассказал мне о слоне-одиночке из Северной Кении, за которым он наблюдал на протяжении не¬скольких лет. Слон этот в поисках пищи петлял по равнине, отклоняясь от основного маршрута то вправо, то влево, но, возвращаясь, обязательно пересекал свой первоначальный след. В этом месте он останавливался, обнюхивал землю хоботом и, если ничего не чуял, продолжал путь. Почувствовав же запах следов африканца, он немедленно прятался в кустах и сидел в укрытии до тех пор, пока не убеждался, что опасности нет. Если же это был запах белого человека, слон начинал яростно, всеми четырьмя ногами затаптывать его, а потом стремительно убегал с этого места, ибо хорошо знал, каким оружием владеет белый человек.
Мне рассказывали, что слоны хорошо по¬мнят доброту. Однажды один охотник пой¬мал небольшого слона, в задней ноге которого торчала большая заноза. Человек поместил его в загон из крепких и толстых бре¬вен, такой тесный, что слон не мог в нем пошевелиться, и стал обрабатывать рану. Когда он продезинфицировал ее спиртом, слон взревел от боли и ярости, чуть не разметав бревна клетки. После того как рана была обработана и боль утихла, животное успокоилось.
Третью и четвертую перевязки слон пере¬нес спокойно, а потом его выпустили на волю. Всякий раз, встречая своего спасителя, слон подбегал к нему, захватывал его руку хоботом и клал ее на то место, где осталась зарубцевавшаяся рана.
В национальных парках и заповедниках Африки и сегодня можно любоваться этими неповторимыми животными, которые во многом ведут себя почти так же, как и те, кто за ними наблюдает.



 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1275 просмотров

Комментарии