Новые жители в Тюмени


 
Я знаю, зачем нужны эти кнопки. А ты? Тогда поделитесь с друзьями!




6 ноября 2011 - Настя

Новые жители в Тюмени
На плане застройки Тюмени к 1768 г. (он опубликован в нескольких краеведческих книгах, изданных в 60—80-е годы нашего столетия) видно, что территория бывшей Чимги-Туры уже застроена домами новопоселенцев — людей разных национальностей, превратностями судьбы занесённых в Сибирь. Они, конечно, знали, что поставили свои дома на месте бывшей столицы, а в ней, само собой, должен был быть царь. Вот и назвали центральное место новой застройки Царёвым Городищем, а удалённые — Большим и Малым Городищами, как части города Тюмени.
На Царёвом Городище начинались и уходили на юг в Большое Городище улицы Большая Царёвогородищенская и Царёвого-родищенская 1-я. К пятилетнему юбилею Октябрьской революции, в 1922 г., они получили "соответственно моменту времени" революционные имена: Ф.Энгельса и Коммуны. Если бы Энгельс мог увидеть, что за развалюхи стоят теперь на улице его имени, он бы, конечно, спросил у российских коммунистов: "И за это боролись, то¬варищи?".
После событий 1917—1919 гг. на той части Чимги-Туры, что теперь занята стадионом "Геолог", вплоть до 60-х годов были подсобные хозяйства разных городских предприятий. Здесь были парники, теплицы, огороды, конюшни и свинарники.
Стадион на царском месте
В 1964 г. развернулась "стройка века" — стадион стали строить. Плодородный слой развезли по дачам, более глубокий грунт пошёл на пешеходную дорогу к стадиону через овраг у музея. Земляные стены чаши стадиона не раз осыпались, установленные сидения трибун оседали и перекашивались. Их возводили вновь...
Наконец, после 18 лет упорных трудов, летом 1982 г. сделали парадный вход на стадион со стороны ул. Ленина и 14 августа, в День физкультурника, открыли его под названием "Спартак", "Геологом" он стал чуть позже.
В конце 1987 г. в "Центре" утвердили новый генеральный план застройки Тюмени. Макеты выставлялись в областной науч¬ной библиотеке, в Выставочном зале города для обозрения, чтобы жители могли заглянуть в очередной раз в светлое будущее. На всех Городищах, в том числе и на Царёвом, должна была подняться многоэтажная застройка.
Я стою на том кусочке древней земли, что осталась от Царёва Городища после сооружения стадиона. В памяти вертятся сти¬хи, кажется А.К. Толстого: "От жизни той, что здесь когда-то шла, от крови той, что здесь рекой лилась..." не осталось и следа. В наличии площадка размером примерно 100 на 150 метров между оврагами, около трёх десятков дряхлых домишек, и кажется одна водозаборная колонка на всех. Щелястые тротуары... Крохот
огородцы... И полные мусора откосы окрестных оврагов — это радость будущих археологов...
В декабре 1999 г. на городской общественной конференции по возрождению исторического центра Тюмени А.Г. Гаитов, сотрудник тюменской областной общественной организации "Национально-культурная автономия сибирских татар", предлагал считать возраст Тюмени не с 1586 г.,ас 1424 г., когда начала строиться татарская Чимги-Тура. Прибавление в годах дало бы законный повод считать Тюмень самым старым городом Зауралья, добавило бы ей исторический вес и значимость.

 Ермак в Чимги-Туре и Ермак в Тюмени
О состоянии и судьбе Чимги-Туры ко времени прихода сюда I Ермака с казаками тоже достоверно ничего не известно. Есть све¬дения, что тут уже никто не жил, и казаки высадились на туринский берег беспрепятственно. Однако Кунгурская летопись утверж¬дает, что казакам пришлось сражаться за Чимги-Туру. Бой произошёл 1 августа 1581 г. Текст летописи сопровождается динамичным рисунком боя, происшедшего на низком левом берегу Туры напро¬тив устья Тюменки; кто-то знатный с охраной из шатра на круче туринского обрыва созерцает бой.
По старинной версии, Ермак с дружиной ушёл в Сибирь летом 1581 г. и только к августу добрался до Чимги-Туры, где и остался зимовать зиму 1582 г. (по тогдашнему календарю новый год начинался с 1 сентября).
Однако современная версия похода, разработанная и документально доказанная Р. Скрынниковым, не подтверждает факт зи¬мовки. Казаки с Ермаком ушли в Сибирь 1 сентября 1582 г., достигли Чимги-Туры где-то в начале октября и не задержались здесь, а поспешили к Искеру. Как известно, решительный бой с войском Кучума в устье Тобола произошёл 23-24 октября 1582 г.

ЦАРЕВО ГОРОДИЩЕ в Тюмени
Этот микрорайон старой Тюмени находится на высоком мысу между р.Тюменкой и Дедиловым (Затюменским) логом.
Царёво Городище старше Тюмени лет на 200—-300. Нет, не ни домишки, что виднеются над оврагом. Около 600, а может, 700
лет назад (подлинная дата утонула в колодце времени) на этом высоком мысу между глубокими обрывистыми оврагами предки сибирс¬ких татар построили столицу своего первого государства, "Великой Тюмени" (известного также как Тюменское ханство). Назвали столицу Чимги-Тура (что можно перевести как "город Чингиса", или по-современному, "Чингис-град"), в честь великого хана Чингиса.
.Возможно, как раз сюда пришли из Средней Азии первые проповедники ислама в Западной Сибири. 600-летие этого события было отмечено в Тюмени научной конференцией.
Чимги-Тура была довольно большим городом. О её разме-рах можно было судить по остаткам крепостных сооружений и рвов, которые ещё были видны в середине XVIII в., когда Тюмень посетил известный историк Г.Ф. Миллер. Центром города и его наибо¬лее укреплённой частью было то место, о котором рассказываем — Царёво Городище. Окружённое с трёх сторон естественными глубокими оврагами, а с открытой южной стороны— искусственным рвом, оно было, несомненно, неприступно для войска того времени.
Столица исчезла
Русские сведения о Чимги-Туре чрезвычайно скудны. Не-понятно безразличие к ней археологов — всё же столица, не захо¬лустье какое. Тем не менее, раскопок на месте города никто никогда не проводил. Даже в 60—70 годы XX столетия, когда строили стадион, нынешний "Геолог", у Тюмени не нашлось ни денег, ни специалистов для раскопок. Культурный слой Чимги-Туры попросту стёрли с лица земли. Никто из новопоселенцев, видимо, не на¬ходил на месте Чимги-Туры ничего необычного, потому и в областном краеведческом музее нет никаких остатков материальной культуры первой татарской столицы. Говорят, что и в других музеях России из Чимги-Туры никаких находок нет. Представляете: бесследно исчезла столица государства!
Возможно, есть сведения о Чимги-Туре в сочинениях сред-неазиатских путешественников, проповедников, учёных — ведь не¬мало народу оттуда бывало на берегах Туры в столице "Великой Тюмени". Искать надо, искать...
За сто лет до Ермака, в 1483 г., в Чимги-Туре был русский отряд, возглавляемый Ф. Курбским-Чёрным и И.Салтыком-Тра-виным, но и они не оставили сведений о городе. Вскоре около
I 505—1510 гг. один из местных ханов перенёс столицу на Иртыш, где основал г.Искер недалеко от современного Тобольска. Новое, более обширное государство западносибирских татар стали называть Сибирским ханством. Чимги-Тура постепенно запустела.

Один год из жизни реки Туры в Тюмени
Из года в год река Тура в Тюмени живет своей размеренной жизнью, которую разнообразит сибирская погода.
Осенью, в конце октября — первых числах ноября, когда температура воздуха и воды опустятся ниже нуля, на реке появляются забереги — небольшие льдины, примерзшие к уже охладившемуся берегу. Течение отрывает их и несет вниз. Сибиряки говорят, что по реке пошло "сало". А когда "сало" смерзается в крупные глыбы, говорят: идет "шуга" — осенний ледоход. Он обычно непродолжителен. Мороз сковывает "шугу" воедино, и наступает ледостав, когда река полностью покрывается льдом. Однако на перекатах, под мостами и там, где в Туру спускаются теплые городс¬кие стоки, долго стоят полыньи. Лет 10 назад, когда тюменские промышленные предприятия и бани работали в полную силу, долго не замерзала обширная полынья между подвесным и че-шоскинским мостами.
Средняя дата ледостава в черте Тюмени приходится на 4 но¬ября, самая ранняя отмечена 19 октября 1898 г., самая поздняя - в декабре 1913 г.
Поскольку зимой Тура питается только за счет грунтовых иод, она сильно мелеет. Лед у берегов ложится на грунт и примерзает к нему. Если Тура замерзает полноводной, что бывает почти через год, то лед, вначале повиснувший над ушедшей водой, со временем обрушивается, а на береговых обрывах остаются ледовые карнизы.
С осени, пока на льду мало снега, он быстро утолщается, но достигает наибольшей толщины к концу марта. Обычно на Туре нед бывает толщиной около 60 см, самый толстый лед — 91 см — был в марте 1967 г.
От мороза и обрушивания лед трескается, сквозь трещины наверх выходит вода и замерзает. Образуются наледи толщиной до 1,5 м.
Лед на Туре лежит в среднем 164 дня. Самый длительный исдостав был в зиму 1940—1941 гг. — 192 дня, самый короткий — шмой 1961—1962 гг. —всего 130 дней.
Когда в конце марта-начале апреля затаивает снег, вода сбегает в реку, и лед на ее поверхности мокнет, образуются лужи. Начинает формироваться весеннее половодье: вода в реке поднима-
ется. В среднем половодье начинается 13 апреля, однако в 1945 г. это произошло 30 марта, а в 1914 г. — 30 апреля.
Вода поднимает на себе лед, делает в нем промоины, образует закраины — пространства чистой от льда воды у берегов. Происходит это в пору перехода среднесуточной температуры воздуха через нуль на повышение. На отдельных участках реки происходит подвижка льда, он ломается на льдины, а дня через 3—5 начинается весенний ледоход. В среднем это бывает 25 апреля. Самый ранний ледоход отмечен 22 марта 1962 г., самый поздний — 5 мая 1941 г. Продолжается ледоход 2—5 дней.
Не все тюменцы могут увидеть ледоход на Туре, так как он не только короткий, но и слабый и не представляет сильного зрели¬ща, каким бывает на крупных реках. Ледоход на Туре соответствует ее масштабам. До начала 90-х гг. еще в марте по реке проходил ледокол до монастыря, разбивал лед в акватории порта и элеватора, ставил под погрузку теплоходы и баржи, которые потом вслед за ледо¬ходом уходили на север с грузами продовольствия и строительных материалов.
Теперь на севере строят мало, едят тоже, наверно, немного, и на Туре не только ранней весной, но и летом тишина, только пле¬щет лениво праздная волна. На реке устроили понтонные переправы для автомобилей возле Первого Заречного микрорайона и у ле-собазы "Тура". Они весной долго держат лед. Между переправами в городе он почти успевает растаять без подвижки, а лед из верхо¬вий Туры проносится мимо города очень быстро.
Подъем половодья продолжается обычно около месяца, до¬стигая наибольшего уровня (пика) в середине мая. Максимальная прибыль воды в эту пору достигает 57 см в сутки, но в 1979 г. она прибывала в отдельные сутки по 91 см. Обычно вода прибывает по 5—20 см в сутки. Максимальный уровень половодья держится не более 1—2 дней, и вода начинает уходить. К нормальному уровню река возвращается обычно в начале июля — половодье заканчива¬ется. В среднем оно длится 86 дней с колебаниями от 52 дней в 1951 г. до 139 дней в 1928 г.
Во время половодья Тура выходит на пойму и заливает ее в среднем на 30 дней слоем воды от 1,0 до 3,5 м в разных местах.
На Туре в сырое лето и осень бывают летне-осенние паводки, их называют дождевыми. Обычно они ниже весеннего полово-
и.я, но бывает, что и превышают его. Так, в 1978 г. дождевой паводок на 1 августа превысил уровень весеннего половодья на 3,6 м.
В среднее по водности лето в августе-начале сентября в реке устанавливается так называемая летняя межень, когда уровень воды самый низкий.
Средняя годовая амплитуда уровня воды в Туре у Тюмени равна 6 м с колебаниями от 2,75 м в 1907 г. до 8,85 м в 1957 г.
В XIX—начале XX вв., когда в Тюмени преобладало православное христианское население, устраивались крестные ходы на Туру:
7 января в Крещение, из Вознесенской (Георгиевской) церкви после литургии для водосвятия;
29 апреля в Преполовение из Благовещенского собора;
1 августа из Благовещенского собора для водосвятия (даты даны по старому стилю).
19 января 2000 г. в праздник Крещения Господня на Туре напротив Первого Заречного микрорайона после 70-летнего перерыва было устроено водосвятие. Была проведена полагающаяся церковная служба при большом стечении народа. День был теплый: мороз не превышал 10°. Для любителей искупаться в крещенской воде прорубили три проруби: для мужчин, детей и женщин чинной 3 м и шириной 1,2 м, в воду опустили решетчатые ящики, чтобы течение не унесло окунающихся под лед. Переодеться можно было в четырех больших армейских палатках, установленных па льду рядом с прорубями. В отдельной проруби в виде креста брали освященную воду. Она была, как обычно, мутной и пованинала, но народ растаскивал ее ведрами и канистрами: на берегу "святи" водой мыли... автомобили. Наиболее фанатичные умывались in, пробовали пить, веря в животворящую силу окунутого в Туру церковного креста. Купание в туринской "иордани" продолжалось с грех часов дня до самой темноты.
Разрушительница старой Тюмени
Первостроители Тюмени воеводы Иван Мясной и Василий Сукин удачно выбрали место для крепости. В тот момент они думали только о безопасности своего отряда и не мечтали даже, что когда-либо тут вырастет город, и достоинства крепости превратятся в беду города. Они поставили крепость там, где она была неприступнее для возможного неприятеля. Пусть он пробует залезть незамеченным на эти кручи хоть со стороны Туры, хоть со стороны Тюменки! Для усиления неприступности по краю обрывов поста¬вили крепостные стены.
Жившие здесь издавна татары не построили свой город Чим-ги-Тура на месте, которым соблазнились русские воеводы, а раз¬местили его дальше от коварной Туры, на более устойчивых берегах оврагов. Как местные жители, они знали, конечно, что привлекательное место на берегу ненадежно, оно ежегодно подмывается рекой и осыпается.
Дальнейшая история Тюмени — это постоянное беспокойство за свой исторический центр, постоянные уступки части его территории Туре и попытки сопротивляться наступлению реки. Это хорошо видно на истории Благовещенского собора — первого каменного строения Тюмени.
Место для него выбрал воевода Тухачевский в 1700 г. Надо признать — неудачно выбрал. Ведь, наверно, знал, что берег осыпается, а кирпичное здание строится на века. Но — воевода указал место, а строители к 1708 г. полностью возвели собор. А уже в I 765 г. — спустя полвека с небольшим — геодезист Моисеев по просьбе тюменских властей составил смету на ремонт старого сру¬ба, укреплявшего высокий берег возле Благовещенского собора. Значит, берег укрепляли еще раньше: он осыпался...
В 1773 г. специальная комиссия осматривала собор и обнаружила в нем существенные разрушения, а в 1776 г. тобольский поручик геодезии Бобылев по поручению губернатора Д.И. Чиче¬рина составил план, фасад и смету "вновь прожектируемой на месте старой стоящей в городе Тюмени соборной Благовещенской церкви". То есть, собор был уже плох, его планировали постро¬ить где-то на новом месте. В начале 90-х гг. XVIII в. составлялась смета на укрепление берега возле Троицкого монастыря, он там тоже размывался рекой.
Однако, видимо, берег еще раз удалось укрепить, в резульате Благовещенский собор простоял после всех этих событий еще 156 лег, пока июньской ночью 1932 г. его не взорвали. Теперь верующие православные и ругатели большевиков жалеют о взорван-i юм соборе, считают его напрасной жертвой богоборчества 30-х гг. X X в. В то же время люди, помнившие собор тех лет, рассказывали мне, что он бы и сам скоро упал в реку, так как стоял на самой круче.
Наверно, первые деньги на берегоукрепительные работы в Тюмени были отпущены правительством в 1956 г., когда приступи¬ли к строительству моста в створе ул. Челюскинцев. В 1962 г. нача-п1 выполаживание крутого обрыва берега напротив краеведческого музея. Вскоре работы по укреплению берега превратились в по¬стройку набережной. Однако, они были остановлены. В одно из половодий Тура смыла кусок бетонной стены. В 1998 г. ЗАО "ГИ-JIAH" из Ханты-Мансийска возобновило строительство набережной.
К зиме 1999 г. металлическая подпорная стенка по урезу ту¬ринской воды была построена до Челюскинского моста.
В 30-е гг. XX в. обследовался крутой берег от монастыря до речного порта для выяснения причин его обрушения. Приглаша¬лись местные и московские специалисты. Мнения разделились. Одни считали, что виноваты опоры деревянного моста, построен¬ного в 1925—1928гг. (разобран в 1982 г.). Они-де отклоняют часть речного потока к берегу, он-то и размывает его. Другие видели при¬чину в "силах Кориолиса". Третьи обвиняли грунтовые воды, выходящие из-под обрыва.
Теперь моста с его опорами нет, а берег река по-прежнему подмывает. Видимо, "силы Кориолиса" действуют, как и прежде, они никуда деться не могут. Ну и грунтовые воды... Теперь специалисты ищут: откуда они берутся на таком узком массиве земли между двумя дренирующими "каналами" — Турой и Тюменкой. Не являются ли они результатом утечки воды из городского водопровода и канализации?
Между тем "... в июле 1998 г. произошло новое обрушение берега в районе улиц Семакова-Хохрякова. Ни кусты, ни деревья не смогли удержать склон и вместе с массой грунта сползли в реку. Течением деревья вынесло почти до середины русла",— писал директор ОАО "Градъ" Э.М. Моргун в журнале "Строительный вест¬ник Тюменской области" (1998, № 4).
Берег Туры обследовали в 1998 г. гидротехники Новосибир¬ского института "Сибречпроект" и установили, что правый берег Туры от музея до ул. Челюскинцев (около 1200 м) настолько плох, что при определенном стечении обстоятельств может сползти вниз во всю высоту склона полоса его шириной в 30 м по верху, где теперь стоят жилые дома, в том числе "новых тюменцев" вблизи ул. Челюскинцев. Трещины в стенах дома по ул. Советской, 4 уже появились. Некоторые дома почти висят в воздухе. Оползень час¬тично может перекрыть русло Туры. По данным топографической съемки, за последние 30 лет обрушилось почти 30 м берега.
Так неутомимая и ненасытная Тура съедает старую Тюмень.




   

Комментарии