Георгий Штиль
Стоит назвать это имя, и люди улыбаются. Хотя далеко не все его роли в театре и кино (свыше 150 фильмов!) комедийные. Но Георгий ШТИЛЬ – это неиссякаемый оптимизм, хорошее настроение и удивительное человеческое обаяние. Одним словом – талант. Актер в свои 80 лет продолжает радовать нас и на сцене родного Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова, и на телеэкране.
Его бодрости и энергии можно только по-хорошему позавидовать. Вот и наша встреча произошла в гримерке незадолго до спектакля «Блажь!», где у Георгия Антоновича роль Бондырева.
– Георгий Антонович, вы довольно поздно окончили Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского – в 29 лет. Чем занимались до этого?
– Сначала поступил в техникум физкультуры, чтобы получить и профессию, и среднее образование. Но со второго курса меня призвали в армию, попал в авиацию на четыре года – тогда такой был срок службы. Уже там приобщился к художественной самодеятельности и сделал первые шаги к будущей профессии актера. К слову, такой путь был у многих коллег – у Ефима Копеляна, Кирилла Лаврова и других. Просто тогда армейская самодеятельность была на самом высшем уровне, и участие в ней всячески поощрялось.
Правда, после увольнения в запас все же сначала окончил физкультурный техникум, получил среднее образование и, соответственно, возможность поступать в театральный вуз.
– Поступили с первого захода? Ведь тогда тоже был немалый конкурс…
– Поступил, но только сначала не в Ленинграде, а в Москве – в школу-студию им. В. И. Немировича-Данченко при знаменитом МХАТе. В Питер приехала выездная комиссия, и взяли всего двух человек: Жанну Прохоренко (она, правда, потом ушла со второго курса и профессию получила во ВГИКе) и меня. Но я только пришел в этот вуз и тут же ушел, потому что мне позвонили из Ленинграда и сказали: «Жора, зачем тебе Москва?
Приезжай и поступай здесь!» Столица тогда не глянулась. Хотя потом мне Володя Высоцкий показывал настоящую Москву со старинными поленовскими домиками, с неиспорченными новостроем чудными уголками. Совершили с ним обстоятельную экскурсию, и впечатления были самые прекрасные. Я Володе сказал, что беру свои критические замечания обратно.
Подал документы в Ленинградский театральный институт и поступил на курс к Елизавете Ивановне Тиме – в прошлом выдающейся актрисе и прекрасному педагогу. Кроме нее с нами занимался еще один замечательный педагог – Игорь Олегович Горбачев, уже тогда очень известный актер.
Может быть, и не поступил бы – все-таки школу давно окончил, но благополучно списал сочинение по Маяковскому, и меня пожалели – поставили заветную «тройку». Остальные были «пятерки». Этого вполне хватило – после службы в армии проходил вне конкурса.
– Вас тогда сразу после выпуска взяли в БДТ. И не кто-нибудь, а сам Георгий Александрович Товстоногов!
– Вообще-то я сначала подался в Театр юного зрителя, которым тогда еще руководил Александр Александрович Брянцев. Но он посоветовал: «Жора, иди сразу в БДТ – тебя возьмут!» И действительно, приняли в труппу. На просмотре показал все, что умею, в том числе смешные миниатюры, сатирические басни. К тому времени Товстоногов уже пять лет руководил труппой БДТ. У него прошел хорошую школу.
– Слышал, что даже умению играть на гитаре ему обязаны…
– Годы работы при Товстоногове – это сказка! 28 лет под его началом! У него была твердая установка: самое главное в нашем деле – не мы, актеры, а зрители. Если какой-то актер, пусть даже очень хороший и знаменитый, не подходил на роль, Товстоногов снимал его, ставил другого – пусть и неизвестного, но подходящего именно на эту роль.
Насчет гитары – да, был такой момент. «Хочешь играть в «Гибели эскадры»? – спросил Георгий Александрович. – Тогда должен срочно научиться играть на гитаре!» Я в кровь сбил руки, но выучился! К слову, и впоследствии это умение мне не раз пригодилось: в «Трех сестрах» аккомпанировал и пел романс, в «Ревизоре».
– В вашем активе свыше 150 киноработ, и практически все они запоминающиеся. От роли хулигана в кинокомедии «Зайчик» до лейтенанта Ромадина в «Женя, Женечка и «катюша»…
– Сами фильмы хорошие, многие из них являются классикой отечественного кинематографа. Помимо названных это «На всю оставшуюся жизнь», «Достояние республики», «Будьте моим мужем», «Три толстяка» – перечислять можно долго. Были и знаковые ленты, где сняться не удалось. Например, в «Белом солнце пустыни».
Там должен был сыграть того самого подпоручика, которого Верещагин выбрасывает из окна. Но меня Георгий Александрович не отпустил: в очень многих спектаклях был занят, а уезжать в Среднюю Азию нужно было на три месяца. У меня был момент, когда был занят в 35 спектаклях в месяц, утром и вечером, в субботы и воскресенья… Я из здания БДТ просто не вылезал. В кино снимался в отпусках.
Зато устроил в картину Павла Луспекаева. Позвонил режиссеру Владимиру Мотылю и убедил, что он даже после перенесенных операций на ступнях сможет сыграть. Паша освоил специальные протезы-ботинки и мог ходить с палочкой. Когда сказал ему о роли Верещагина в «Белом солнце пустыни», он сразу воспрял: «Это же моя лебединая песня! Сделаю все, что написано в сценарии». И сделал. Да еще как!
Мы с Пашей жили рядом – почти дом в дом, он мне был как старший брат – на пять лет постарше. Он меня наставлял: «Сколько в тебе есть сегодня, на столько и играй. Если на спектакле не выдашь все, что можешь, не бывает радости». С этим нельзя не согласиться: радость на сцене только при полной самоотдаче!
– Вы актер комического плана. Есть коллеги в этом амплуа, у которых вы могли чему-то поучиться?
– Конечно! Народный артист СССР Николай Николаевич Трофимов, с которым имел честь служить в одном театре и которого считаю одним из лучших в стране комиков. Как он сыграл в «Войне и мире»! А у нас как он блистал в «Мещанах», «Ревизоре»! Что ни роль – шедевр. Великий комик! И Георгий Александрович Товстоногов так считал. К сожалению, вот уже семь лет как его нет с нами…
– Правда, ли, что не только в Советском Союзе, но и за рубежом гастроли БДТ производили настоящий фурор?
– Конечно. Сам побывал с труппой в 60 странах. И это в советское время! В Японии дважды, почти во всех столицах Европы. Мы приезжали за границу на гастроли и там понимали, какие у нас артисты. Когда были в 1966 году в Великобритании, то местная пресса писала, что каждый русский актер, даже тот, кто играет в массовке, может украсить любой английский театр.
Хотя поначалу писали, что это Леонид Брежнев собрал великолепную труппу со всего Советского Союза. Потом извинялись, когда узнали, что это «утка»… В ФРГ считалось, что Горький – это не драматург, а так – пролетарский писатель. Но посмотрели наш спектакль «Мещане» и признали: Горький – великий драматург! А на «Истории лошади» первые лица страны плакали и потом пришли за кулисы к Евгению Лебедеву со слезами на глазах… Вот она – сила искусства!
– Уже в постсоветский период в Голливуд не приглашали?
– Был и там. Снимался лет десять назад у Родиона Нахапетова в фильме «Русские в Городе ангелов». Играл роль военного пенсионера, который из-за детей перебрался в США.
– Если не актером, то кем бы вы могли стать?
– Стал бы геологом: люблю путешествовать по стране, что-то искать. Тем более, что работы и трудностей никогда не боялся.
– Наверное, и первый свой заработок помните?
– А как же! Мы с отцом от бедности пошли подзаработать к заведующему керосиновой лавкой. На тележке возили по дворам торф в брикетах, и нам покупатели давали на чай: рубль, два, три. К слову, устроиться на такую подработку было непросто – это по знакомству… Потом уже кем только не подрабатывал! Даже как-то подрядился на такую черную работу, как гашение извести…
– В театре вы по-прежнему выходите на сцену в нескольких спектаклях. А на экране новые фильмы с вашим участием появятся?
– Снялся в новой 16-серийной версии «Шерлока Холмса», где у меня небольшая, но, надеюсь, заметная роль. Скоро должен выйти фильм, в котором играю бывшего полковника КГБ, внука которого преступники затянули в наркоманию, и он ведет параллельное расследование после его гибели. Прислали сценарий продолжения серила «Менты», где играю полковника полиции Геннадия Антоновича Фирсова, больше известного как «Кефирыч». Там сам по себе замечательный актерский коллектив подобрался, и мне очень нравится в этой компании работать.
Кроме того, выступаю с творческими вечерами. Недавно был в Выборге, два часа отстоял на сцене, но получил удовольствие от общения со зрителями. Через три дня поеду в Москву. Поэтому до новых встреч и на сцене, и на экране!